Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации"

Федеральным законом от 22.08.96г. № 126-ФЗ “О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации” (далее Закон) определены направления деятельности государства по сохранению, поддержке и развитию кинематографии.

Одной из форм государственной поддержки кинематографии является частичное или, в исключительных случаях, полное финансирование производства национальных фильмов. Понятие “национальный фильм” определено в Законе и, в общих чертах, сводится к требованиям, предъявляемым к национальному составу труппы, съемочной группы, дирекции, а также юрисдикции организаций кинематографии, осуществляющих производство национального фильма. Вместе с тем указанное понятие не содержит художественных и морально-этических критериев творческого замысла фильма и может трактоваться достаточно широко.

С другой стороны, отбор национальных фильмов, производство которых предполагается осуществить за счет государственного финансирования, происходит на основании Федерального закона от 21.07.05г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Данный Федеральный закон определяет требования, предъявляемые к конкурсной документации художественных проектов, а также критерии оценки заявок на участие в конкурсе. Так статьей 31.6 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" установлены следующие критерии оценки:

  • художественная и культурная значимость произведения литературы или искусства, исполнения, национального фильма, создание которых либо финансирование проката или показа которого является предметом контракта;
  • качественные характеристики произведения литературы или искусства, качество исполнения;
  • сроки создания произведения литературы или искусства, сроки и место создания исполнения;
  • квалификация участников конкурса, опыт работы в соответствующей области литературы или искусства;
  • цена контракта.

При этом не допускается использование иных, за исключением предусмотренных конкурсной документацией, критериев оценки заявок на участие в конкурсе. Данные критерии, как и понятие “национального фильма”, могут также иметь широкое толкование. Следует учесть, что совокупная значимость критериев 1, 2 и 4 не может превышать сорока пяти процентов, поэтому даже при наличии в конкурсной комиссии лиц творческих профессий, доля которых не может быть менее половины,  результат конкурса в большей степени зависит от цены и сроков создания произведения (фильма).

Данное обстоятельство приводит к появлению на российском рынке киноиндустрии достаточно посредственных и неоднозначных по своей культурной значимости национальных фильмов. Особое значение данное утверждение приобретает в свете наличий в современном российском обществе тенденции по пересмотру отечественной и мировой истории. Нередко такие художественные фильмы пропагандируют псевдопатриотические ценности, искажают очевидные исторические факты и зачастую изменяют значение тех или иных исторических деятелей. Многие из них содержат излишне натуралистические сцены насилия, нецензурную лексику или просто романтизируют асоциальные сферы общественной жизни.

Принимая во внимание вышеизложенное, а также с целью создания возможностей для качественного отбора национальных фильмов с целью их государственного финансирования, законопроектом предлагается создать при органе исполнительной власти, уполномоченном осуществлять государственную поддержку кинематографии, Государственную комиссию по кинематографии (далее Комиссию) из лиц творческих профессий, в том числе историков, юристов и иных, имеющих возможность проводить экспертизу кинопроекта (комплект документов, на основании которых принимается решение о государственном финансировании производства национального фильма) на его соответствие жанру, историческим фактам, а также моральным, этическим и культурным аспектам. Положительная экспертиза национального фильма, проведенная указанной Комиссией, станет необходимым условием для осуществления его производства за счет средств федерального бюджета.

Кроме этого, законопроектом предлагается расширить перечень обязанностей органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную поддержку кинематографии, возложив на него разработку Положений об экспертизе фильма и Комиссии, а также обеспечение ее деятельности.

Законопроект не устанавливает цензуру на производство или прокат художественных фильмов, однако предполагает возможность создания национальных фильмов за счет средств бюджета лишь при их соответствии нормам общественной морали и нравственным ценностям народов России.