Пояснительная записка к проекту федерального закона “О внесении изменений в статьи 213 и 282 Уголовного кодекса Российской Федерации и в статью 5.26 Кодекса об административных правонарушениях”

Российская Федерация – многонациональное государство, объединяющее в своем составе более 180 народностей, говорящих более чем на 100 языках и диалектах. Религиозный состав народов России также многообразен и включает в себя все мировые религии, а также значительное число других вероисповеданий и мировоззренческих взглядов. В этой ситуации сосуществование народов России возможно лишь на принципе равенства перед законом, а также свободы совести и вероисповедания, т.е.  равенства между людьми. Также не секрет, что мультикультурный характер российского государства всегда был и остается  причиной межобщинных противоречий, экстремизма и терроризма. По оценкам руководителей силовых структур, основные угрозы национальной безопасности России носят внутренний характер, а важнейшими из них являются межэтнические и межрелигиозные конфликты. Хотелось бы отметить, что данные утверждения свойственны не только для современного этапа развития российской государственности, но и характерны для прошлых периодов.

Именно поэтому адекватная реакция государства на проявление религиозной и национальной нетерпимости так важна для поддержаний толерантности в нашей стране. Хотелось бы отметить, что любое проявление неуважения к культуре, обычаям или религии того или иного народа России имеет широкий общественный резонанс и зачастую возбуждает ненависть или вражду между людьми. Во большинстве случаях, для формирования общественного мнения и последующей реакции на то или иное событие, существенное значение имеет не только наказание за совершенное преступление, но и официальная формулировка содеянного.

В настоящий момент в Уголовном Кодексе Российской Федерации за деяния, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, предусмотрен широкий диапазон наказаний  - от штрафа до лишения свободы сроком на пять лет. Вместе с тем само понятие “действия”, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, не определено и может трактоваться достаточно широко. Нередко подобные “действия” пересекаются с деяниями, предусмотренными пунктом “б” статьи 213 УК РФ, который квалифицирует их как хулиганские.

Следует отметить, что хулиганство – это действия, направленные на нарушение общественного порядка, а действия, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти должны рассматриваться через призму статьи 282 УК РФ. Исходя из этого, законопроектом предлагается исключить пункт “б” статьи 213 УК РФ, уточнив при этом формулировку первого абзаца статьи 282 УК РФ, сформулировав его следующим образом:

“1. Действия, в том числе совершенные из хулиганских побуждений, смысл которых унижает достоинства человека или ставит под сомнение равенство людей или группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка,

происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации,-”

Кроме этого, предлагается уточнить формулировку статьи 5.26 КоАП, увеличив штраф за ее нарушение, а также введя понятие “Святотатство”, определив его как неуважительное отношение к религиозным чувствам граждан, высказанное путем оскорбления их религиозных взглядов или осквернения почитаемых ими мест, культовых сооружений, предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики.

Данная мера позволит придать нарушениям статьи 5.26 КоАП более конкретный смысл и введет адекватные штрафные санкции за нарушения законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.